Еще в детстве родители вынуждены были отдать его в услужение чужим людям, чтобы он не умер с голоду. С установлением Советской власти на Колыме Николай присоединяется к большевикам и в 1921 г. вступает в комсомол. Его направляют в Якутск на учебу. В 1924 г. он приезжает в Якутск, где поступает учиться в советско-партийную школу. В 1925 г. Спиридонов вступает в партию и получает направление на учебу в Ленинградский университет. Здесь он занимается под руководством известного ученого, этнографа и исследователя Севера В.Богораз-Тана.
Кроме специальных предметов, он изучал иностранные языки, посещал курсы по радиотехнике, увлекался высшей математикой и фотографией. В Ленинграде он принял активное участие в работе Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК. После 2 курса Николай Спиридонов по заданию Комитета Севера едет в составе экспедиции на Колыму и Чукотку, где собирает материалы для своих будущих работ.
Во время учебы он постоянно ставит вопросы, связанные с жизнью своего малочисленного народа – публикует статьи по злободневным вопросам, направляет свои предложения по решению проблем в различные инстанции. По заданию своих преподавателей Николай составляет наброски юкагирско-русского и эвенско-русского словарей, пишет словарные статьи в Большую Советскую энциклопедию, ставшее популярным очерк о своей поездке на родину «На Крайнем Севере» и интереснейшее историко-этнографическое исследование «Одулы (юкагиры) Колымского округа».
В 1931 г. Тэки Одулок заканчивает этнографическое отделение университета и поступает в аспирантуру Института народов Севера по специальности «экономическая география». Тогда же он едет на Чукотку в составе организационного комитета Дальневосточного крайисполкома для создания Чукотского национального округа. Здесь он около 7 месяцев жил среди чукчей, побывал на реке Анадырь, в бухтах Провидения и Лаврентия, в других стойбищах аборигенов. Николай Спиридонов выполнял задания комитета, вел культурно-просветительскую работу среди туземцев.
Окончив аспирантуру, в мае 1934 г. Тэки Одулок успешно защищает диссертацию на ученую степень кандидата экономических наук по теме «Торговая эксплуатации юкагиров в дореволюционное время». В 1934–1936 гг. работает секретарем Аяно-Майского райкома партии, заведующим национальным сектором Хабаровского отделения Союза писателей СССР.
В 1936 г. Спиридонов возвращается в Ленинград для защиты докторской диссертации. По словам его жены Ольги Николаевны, он защитил диссертацию, однако документы, подтверждающие это, были утеряны. С июня 1936 г. работал в Ленинградском отделении Союза писателей сотрудником Детгиза.
В СССР со второй половины 30-х годов начались массовые сталинские репрессии. В 1937 г. Тэки Одулок и еще 9 известных ученых североведов - сотрудников Института Севера были арестованы по обвинению в разведывательной деятельности в пользу Японии. Тэки Одулок и другие участники судебного процесса были расстреляны по приговору суда 17 марта 1938 г. Посмертно реабилитирован в 1955 г.
Судьба Тэки Одулока трагична, он прожил неполных 32 года, однако за это недолгое время успел показать себя как талантливый писатель и ученый, исследователь Севера, общественный деятель. Опубликовал ряд научных и художественных работ, в т.ч. «На Крайнем Севере», «Одулы (юкагиры) Колымского округа», статьи в первом издании Большой Советской Энциклопедии - «Юкагиры», «Юкагирский язык», статьи в периодической печати.
Под впечатлением поездки на Чукотку в 1934 г. им было написано самое известное произведение – повесть «Жизнь Имтеургина-старшего», в котором он рассказал о жизни чукчей в царской России. Книга была удостоена специальной премии как одно из лучших детских произведений года, комиссию возглавлял известный писатель Максим Горький. Книга выдержала три издания при жизни автора, издавалась за рубежом - Англии, Франции, Чехословакии, Польше, Литве и т.д. Таким образом, Тэки Одулок стал первым северянином, чьи произведения стали известны зарубежному издателю.
В своих научных и художественных работах Тэки Одулок стремился привлечь внимание к своему родному народу, который к началу ХХ в. оказался на грани вымирания и насчитывал всего несколько сотен человек. Он показывал трагическую судьбу юкагиров, говорил об их крайне низком уровне жизни по сравнению с другими окружающими этносами. Он предлагал принять срочные меры по переводу юкагиров к оседлому образу жизни, для чего считал необходимым организовать совхозы, оленеводческие колхозы, развивать новые отрасли и создавать культурно-просветительские базы со школами, медицинским обслуживанием, библиотеками и т.д., оказывать помощь аборигенам в создании рентабельных хозяйств.
Память о славном сыне юкагирского народа живет до сих пор. Его имя носят улицы с. Нелемное, п. Зырянка и г. Якутска, община верхнеколымских юкагиров, юкагирская национальная школа, находящаяся на родине писателя в селе Нелемное Верхнеколымского улуса, пароходы под его именем бороздят просторы Лены и Колымы.