Удэгейцы

Главная страница
Самоназвания — удэ, удэхэ. Малочисленный народ России (1,7 тыс. чел.), живущий на Дальнем Востоке – Российской Федерации. К удэгейцам близки по культуре тазы (численность в РФ — 276 человек), проживающие в Приморском крае (Ольгинский и другие районы). Удэгейцы и тазы в 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.

Происхождение

На р. Уссури со времен палеолита и мезолита жило древнейшее население, которое было представлено группами, происходившими из Юго-Восточной Азии. В различные периоды их пополняли переселенцы с запада, а на более поздних этапах — и с северо-запада. В результате формировались новые культуры, включавшие реликты предшествовавших. Этническая история отражает влияния средневековых тунгусо-маньчжурских государств VIII–IX, XII и XVI–XVII вв.

Общество

С конца XIX в. у удэгейцев преобладали малые семьи (родители с детьми) численностью до восьми человек.

Расселение

Большинство удэгейцев в настоящее время проживают в селах на рр. Хор (район имени Лазо Хабаровского края) и Бикин (Пожарский район Приморского краев). Небольшие группы встречаются в многонациональных поселках на рр. Иман, Анюй, Хунгари, Кур, в городах Хабаровского и Приморского краев. Удэгейцы, проживающие в городах, практически ассимилировались русским населением.

Язык

Говорят на удэгейском языке, относящемся к амурской группе тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков. До середины XX в. обособленным диалектом удэгейского языка считался язык орочей. В 1930-е гг. для удэгейского языка разрабатывалась письменность на основе латинского алфавита, выпускались словари. К концу 1930-х гг. удэгейская письменность вышла из употребления. Все удэгейцы в разной степени владеют русским языком, некоторые орочским или нанайским.Тазы ранее говорили на диалекте китайского с большим количеством заимстваний из удэгейского и нанайского. Сейчас тазы на территории России считают родным русский язык.

Традиционные верования

Основу религиозного мировоззрения удэгейцев составлял анимизм. Был развит культ хозяина тайги, гор (Онку), воды (Ганихи), рыбы (Сукдзя одзяни), кеты (Мамаса давани). Считалось, что у зверей есть своя мифологическая покровительница — Тагу Мама. Из животных особенно почитался тигр. Обнаружив след тигра в тайге, молились следу, прося об охотничьей удаче. Одним из важнейших среди домашних культов был культ огня. У разных групп удэгейцев огонь представлялся в образе старой седой женщины — Пузя азани — или молодого парня. Удэгейцы считали, что после смерти душа уходит в загробный мир (бунига), в котором живет еще одну человеческую жизнь, а затем попадает в мир (санку), где царит вечный мрак и где она питается углями. Затем, изможденная, она попадает к старухе Тагу Мама, которая выхаживает ее, обращает в противоположный пол и снова посылает на землю в виде птички в тот род, к которому принадлежал покойник. Когда в мире живых лето, в мире мертвых зима. Для защиты от злых духов, против болезней, для удачи изготавливали деревянные фигурки, амулеты. Степень сохранности традиционных верований у удэгейцев в настоящее время различна. Часть из них утрачена, трансформирована, однако такие обычаи, как кормление духа — хозяина тайги и воды, сохраняются.

Жилище

Традиционные жилища удэгейцев были весьма разнообразными: и двускатные деревянные шалаши, и чумы, и полуземлянки разной формы, и свайные срубные дома.

Занятия

В годовом хозяйственном цикле удэгейцев и тазов охота сочеталась с рыболовством и собирательством. Охота была пушной, мясной, кроме того, удэгейцы добывали панты (молодые неокостеневшие отростки рогов) изюбрей. В XIX в. женьшеневый промысел был одной из важных статей дохода этого лесного народа. Им занимались только мужчины. Найдя растение, промысловик очищал поверхность земли от листьев и хвои, слегка удалял землю вокруг корневища, чтобы определить его размер. Если корень был недостаточного размера, то покров из почвы и листьев вокруг него восстанавливали, рядом оставляли опознавательные палочки, чтобы вернуться к найденному растению вновь через несколько лет и чтобы другой добытчик, случайно обнаруживший женьшень, его не трогал.



Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.