Этническая история
Тазы – метисная по происхождению этническая группа в Ольгинском районе Примрского края. Этноним тазы – русифицированный вариант китайского тадзы, дацзы. Наиболее близкий ему аналог в русском языке – слово инородцы. Соседние народы называли тазов по-разному, что, само по себе, свидетельствует об их сложном этническом составе. Среди таких названий можно встретить монго тадза (инородцы-монголы), маньзу тадза (инородцы-маньчжуры), солон тадза (инородцы-солоны») и др. По мере того, как развивалось на юге Уссурийского края ассимилятивные процессы, все более локальный характер приобретало и значение слова тазы. В конце концов, оно закрепилось как этноним за этнической общностью, возникшей в результате смешения части уссурийских нанайцев и удэгейцев с маньчжуро-китайскими отходниками.
Расселение
Первые относительно достоверные данные о численности тазов относится к 1872 г. Тогда их насчитывалось 638 человек. Данные последующих переписей и статистического учета дают довольно противоречивую картину. На 1 января 1902 г. в Южно-Уссурийском округе было учтено 782 таза, в 1910 г. – 554, по переписи 1915 г. – 429. Судя по всему, эти цифры были завышены, в число тазов включали часть удэгейцев и нанайцев. Более точными представляются данные чиновника особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе В.В. Солярского, который проводил в 1915 г. специальную перепись тазов и насчитал из всего 183 человека.
В материалах переписей советского периода тазы в особую этническую группу до 1989 г. не выделялись. В Приморском крае по переписи 1989 г. проживало 203 таза. По переписи 2002 года численность тазов составляет 276 человек.
Язык
Язык тазов представляет собой один из говоров северного диалекта китайского языка. Он схож с говорами северного Китая, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров, а также влиянием местных языков. В настоящее время на родном языке практически уже никто не говорит.
Занятость
Соотношение различных элементов в культуре тазов на различных этапах их этнической истории было различным. Вплоть до конца XIX в. преобладающим было заимствование различных элементов культуры китайских и маньчжурских отходников. В результате к концу XIX в. у тазов сложился хозяйственный комплекс, основу которого составляли не добывающие промыслы (охота, рыболовство, собирательство), а земледелие и домашнее животноводство.