Кумандинцы

Все народы
Большинство называют себя кумандинцы, реже встречаются самоназвания куманды, еще реже — кубанды, oре куманды, тyбере куманды, тадар. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Кумандинцев насчитывается 3,1 тыс. чел.

Этнографические группы

Принято выделять верхних (оре куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия. В основу выделения этих групп положены некоторые отличительные особенности их культуры.

Общество

У кумандинцев зафиксированы следующие экзогамные родовые объединения (сеоки): куманды, со (солу), тастар, тоон, чабат (шабат), челей, чедыбер, калар, кузен, керсагал, тонгул, оре куманды и алтына куманды.

Расселение

В Алтайском крае — 1663 чел. (г. Бийск, Солтонский и Красногорский районы, г. Рубцовск); в Республике Алтай — 931 чел. (г. ГорноАлтайск, Турочакский район); в Кемеровской области — 294 чел. (Таштагольский район, города Таштагол, Новокузнецк, Осинники); в прочих регионах России — 226 чел.

История расселения

Кумандинцы проживают на Алтае с III в. до н.э. Их историю можно проследить с IX в., с момента образования на Иртыше Кимакского государства. Кумандинцы занимали территорию верховья Оби. Жили в устье Чарыша и выше в низовьях Катуни и по Бии до устья реки Лебедь, т.е. от р. Чарыша до Салаирского кряжа.

Язык

Кумандинскийязык — один из тюркских языков алтайской языковой семьи. На сегодня представители среднего и старшего поколения кумандинцев в разговорной речи употребляют родной язык, молодежь же отдает предпочтение русскому. Практически все кумандинцы владеют русским языком, для некоторых из них он является родным. Кумандинским языком владеют 1044 чел.

Религия

Традиционные верования кумандинцев пронизаны анимистическими представлениями. Особо почитаются духи-хозяева воды (сугэзи), огня (от эне), гор, тайги и пр. Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги (каным, шалыг). Совершались бескровные жертвоприношения. Значительное место в религиозной практике кумандинцев занимал шаман (кам), посредник в общении людей с духами и божествами — Ульгенем и Эрликом. В XIX в. официально обращены в православие.

Праздники

В прошлом кумандинцы считали, что, помимо личной покровительницы (Май, Майэнези), опекающей человека от рождения до смерти, о благе всего рода в целом заботится родовой дух Пайне. Во время Пайне-пайрам (праздника Пайне) совершалось ритуальное жертвоприношение коня. Встречи всех родов во время общих ритуальных праздников объединяли кумандинцев. В условиях экзогамии («Пирь сек кижи алышпас» — «одной породы люди не женятся»), часто во время Пайне-пайрам происходили знакомства, смотрины, сговоры родителей молодых и т.п.

Жилище

Традиционные поселения кумандинцев небольшие, с отсутствием четкой планировки, расположенные длинной полосой вдоль рек. Жилище кумандинцев включает несколько типов: временные промысловые шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двускатной крышей; небольшие срубные четырехстенные избы; саманные четырехстенные дома.

Занятия

Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя. Основным средством передвижения по заснеженной тайге были лыжи (шана), подбитые камусом. Существенным дополнением служило мотыжное земледелие.

Пища

Пища кумандинцев в основном мясная и растительного происхождения. Она включает мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домашних и диких животных и др. Напитками служили чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогольные напитки по типу браги, молочная водка (арака).



Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.