Кеты

Все народы
Самоназвание кетов — кет (человек), денг (люди); югов — югын, юганы. Устаревшее название — енисейские остяки. Население Туруханского района Красноярского края. Численность кетов — 1475 чел., югов — 19 чел. В 2000 г. постановлением Правительства кеты наделены статусом коренного малочисленного народа.

Происхождение

Кеты — потомки либо одного из древних енисейскоязычных народов, либо даже неразделенного енисейскоязычного народа. Считаются автохтонами Сибири. Данные фольклора и обрядовых практик говорят о возможном южном происхождении кетов. Близкие по культуре юги проживают среди кетов; предыдущими переписями не выделялись и учитывались как кеты.

Этнотерриториальные группы

Кеты подразделяются на ряд этнотерриториальных групп, для которых свойственна эндогамия, что нашло отражение в специфике языка (говорные группы) и культуры. Выделяются следующие территориальные общности кетов: сымская, подкаменно-тунгусская, елогуйская, сургутихинская, черно-островская (пакулихинская), туруханская баишинская и курейская. Наряду с кетами, в состав этих групп входили селькупы и эвенки. Счет родства у кетов — патрилинейный. Род — экзогамный. С конца XVIII в. жили стойбищами по нескольку семей.

Расселение

Расселены в нижнем течении р. Енисей. Большая часть кетов (1,2 тыс. чел.) живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных групп по притокам Енисея, Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменно-тунгусская группа (211 чел.) pacceляется на территории Эвенкийского района Красноярского края.

Язык

На сегодняшний день кетский язык является фактически изолированным. Это единственный живой язык енисейской семьи языков, ее кето-югской группы. Письменность для кетского языка пытались создать с XIX в. Букварь для средне-кетского диалекта с использованием латинской графики составлен в 1934 г. Реально используемая письменность на основе кириллицы появилась в конце 1980-х гг.

Религия

Верующие кеты — формально православные. В православии кетов сохраняется особая специфика, связанная с методами действия миссионеров в XIX в. — отдельные элементы православного вероисповедания интегрированы в традиционную религию кетов: кетский бог Есь рассматривается как единый бог христианства и т.п.

Жилище

Летом жили в берестяных чумах, зимой — в полуземлянках. На охоте кеты использовали любое временное укрытие, вплоть до простой ямы в снегу.

Занятия

Кеты являются охотниками и рыболовами. Основой традиционного жизнеобеспечения были рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь. Летние стоянки, где добывали рыбу, располагались по берегам рек, зимние — в тайге. С введением ясака, а затем с развитием товарных отношений в регионе получила распространение пушная охота (на соболя, белку и др.). Кеты были известны как лучшие охотники в регионе. Они поражали северян тем, что и летом и зимой носили тонкие ситцевые платки, повязывая их по-женски под подбородком; это позволяло слышать малейший шорох. Кеты также были хорошими кузнецами. Кочуя от стоянки к стоянке, они везли с собой кузнечный мех. Кетские кузнецы изготавливали наконечники стрел, рыболовные снасти и ножи, металлические шаманские атрибуты.

Пища

Ели вареное и жареное мясо, рыбу, также вялили, сушили, заготавливали впрок жир. Летом ели ягоды, клубни сараны. Пили отвары из трав.



Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.