Чулымцы

Все народы
Большинство называют себя чулымцы, встречаются также названия: томские карагасы, гораздо реже — чулымские тюрки или чулымские татары. Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в ее среднем и нижнем течении, проживают чулымцы. В Российской Федерации живет 656 человек.

Этническая история

Чулымцы связаны с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами. Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольские элементы. Тюрки проникают на Чулым со второй половины II тыс. н.э. преимущественно из Южной Сибири. Выявляются тeле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и другие компоненты. Культура чулымцев сформировалась в зоне южной тайги. После вхождения Сибири в состав России в XVI–XVIII вв. небольшая часть чулымцев была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. В советский период народ был отнесен к хакасам. Наблюдается укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции чулымцев русскими. Начиная с ХVII в. чулымцы на правах ясачных были объединены в инородческие управы, существовавшие до ХХ в. Христианизированы в 1720-х гг. знаменитым митрополитом Филофеем Лещинским.

Расселение

В наши дни чулымцы расселены в Тегульдетском районе Томской области (444 чел.), а также в Тюхтетском (143 чел.) и Бирилюсском районах Красноярского края. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Язык

Чулымский язык относится к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры кецик, кюэрик, ячинский, чибинский, ежинский) и среднечулымский (говоры тутальский, мелетский). Письменности нет.

Религия и духовная культура

Большинство чулымцев православные. Частично сохраняют традиционные верования и шаманскую практику. Представление чулымцев о мире основывалось на почитании сил природы, в особенности заповеданной земли — изык. С помощью шамана все взрослые мужчины приносили жертву, вешали на ветки кедра шкурки пушных зверей и разноцветные куски материи. 

Поселения и жилище

Поселения чулымцев располагались по берегам водоемов, главным образом вдоль реки Чулым. В старину жилищем служила полуземлянка с открытым очагом. Позже появились срубные избы. 

Занятия

Главным занятием чулымцев было рыболовство. Заготовка ценных пород рыб имела товарный характер. Важной частью хозяйства чулымцев была пушная охота. Первоначально она служила источником ясака; к концу ХIХ — началу ХХ в. была сориентирована на рынок. Большое значение в системе жизнеобеспечения имел бой кедрового ореха. Для производства домашней утвари и одежды чулымцы заготавливали лыко, бересту, крапиву и коноплю (кендырь). Особенностям таежных промыслов соответствовали средства передвижения: зимой в тайге чулымцы пользовались камусными лыжами, для перевозки припасов и добычи — ручной нартой. Летом наиболее употребительным средством передвижения служили лодки-долбленки, реже дощатые лодки. Еще до прихода русских чулымцы были знакомы с мотыжным земледелием, сеяли ячмень. Огородничество возникло довольно поздно. Чулымцы содержали большое количество коров, овец и лошадей. Скотоводству сопутствовали промыслы, связанные с обработкой шерсти и кожи. В XIX в. система жизнеобеспечения была основана на комплексной экономике русского крестьянского типа.

Пища

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, хлеб, мучные и молочные продукты, мясо (особенно конина), грибы. Рыбу вялили, сушили и коптили. Заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану. Молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).



Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.