Этническая история
Этногенез селькупов связан с формированием других самодийских народов Западной Сибири. Селькупы в большей мере, чем какой-либо другой самодийский народ, сохранили древнюю самодийскую основу. Широкая территория расселения и последующая миграция части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан, вели к достаточно интенсивным контактам селькупов с соседями и к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов. К концу XVI в. существовало объединение селькупов — Пегая Орда. В XVII в. часть селькупов переселилась к северу, на р. Таз, а позднее — на р. Турухан. Из них сформировалась северная группа селькупов. Оставшаяся в томско-нарымском Приобье часть селькупов положила начало формированию южной группы народа.
Общество
С конца XIX в. основной общественной единицей становится соседская община.
Расселение
Численность селькупов составляет 4,2 тыс. чел. Сейчас селькупы живут двумя обособленными группами: южная в Томской области (1,8 тыс.) и северная — в Ямало-Ненецком автономном округе (1,8 тыс.) и Красноярском крае (0,4 тыс.). Образ жизни двух групп селькупов заметно различается. Северные селькупы в настоящее время значительно лучше сохранили многие элементы традиционного хозяйственно-культурного комплекса.
Язык
Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи и является единственным сохранившимся до наших дней языком южной подгруппы самодийской группы уральской языковой семьи. Обширная территория расселения при небольшой численности предопределяет внутреннюю дробность селькупского языка. В его составе выделяют следующие диалектные группы — тазовская (северные), тымская, кетская (южные), нарымская, обская, которые, в свою очередь, состоят из большого количества диалектов. Письменность на основе кириллицы.
Религия и духовная культура
Сегодня селькупы остаются в основном язычниками. В их представлениях миром управляют верховный бог неба Ном, хозяин нижнего мира Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота (Старуха Жизни). Главную роль в мифологических и фольклорных сюжетах играет герой Ича — сын Неба, воитель, защитник людей. Северные селькупы почитали весенний и осенний праздники Порый апсэ, посвященные прилету и отлету птиц. «Встреча уток» означала встречу лета, «провод уток» — похороны лета. Южные селькупы отмечали праздники по православному календарю, хотя еще в начале ХХ в. большую роль играли шаманы.
Занятия
Основные занятия селькупов — охота и рыболовство. Много зверя, особенно белки, добывали луком со стрелами. Северные селькупы в контакте с северосамодийскими народами освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум), традиционную для северян одежду (типа малицы), утварь, транспорт.
Пища
Селькупы питались преимущественно рыбой. Из нее изготовляли муку — порсу. Пищевой рацион включал также мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — оленину. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в XIX в. селькупы стали употреблять муку, сахар, чай, крупы и др.
Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.