Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

показать меню
Юван Николаевич Шесталов (22 июня 1937 - 5 ноября 2011) - мансийский писатель, первый профессиональный поэт манси, член Союза Писателей СССР с 1962 года. Родился в деревне Камратка Берёзовского района Остяко-Вогульского национального округа Омской области.

Отец Шесталова был одним из первых коммунистов, организатором и председателем колхоза, дед же - шаманом. Шаманская жилка действительно присутствует и отчетливо дает себя знать в его характере. Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия.

Юван Шесталов первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен. До него никто из писателей не пытался обрабатывать, вводить их в современный стих.

Первые стихи поэта были напечатаны в 1957 году в Ханты-Мансийском окружной газете «Ленинская правда» на мансинском языке и в журнале «Нева» - на русском.

В 1958 году в Тюменском книжном издательстве в г. Ханты-Мансийске на мансийском языке вышла первая книга стихов Ювана Шесталова «Макем ат» («Дыхание родной земли»), а в 1959 году Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» выпустило первую книгу стихов на русском языке «Пойте мои звезды». Затем вышли книги «Огонь на льду» в издательстве «Молодая гвардия», «Радуга в сердце» в Тюменском книжном издательстве. Юван Шесталов печатается в журналах «Звезда», «Юность», «Дружба народов», «Урал», «Сибирские огни», «Молодая гвардия» и др. В 1967 году в издательстае «Советская Россия» выходит сборник стихов «Глаза белой ночи», в Средне-Уральском книжном издательстве г. Свердловска сборник «Эпос».

Стихи Ювана Шесталова самобытны, радуют свежестью, искренностью, они жизнеутверждающи и полны благодарности любимой Родине, которая помогла подняться на небывалую высоту ранее обездоленному народу - манси.

Творчество Ювана Шесталова высоко ценили поэты Михаил Светлов, Александр Прокофьев, Михаил Дудин, Наталья Грудинина.

Поэтическим наставником Шесталова был Михаил Светлов. В июле 1959 года «Литературная газета» дала подборку стихов молодого мансийского поэта, предпослав им вводную статью Светлова. «Это безусловно талантливый человек, — писал о Шесталове Светлов... - Он удивительно легко бывает необыкновенным в обыкновенном. Значит, он, безусловно, талантлив. Как вообще угадывается талант? Он может, я не могу. Значит, он — талант. Разве могу я так писать:

Сосен мерзлый звон над нами
Слышится в тиши.
Стынут в теплой снежной яме
Три живых души.
Три души на белом свете:
Мама, я и пес.
Нам уснуть в попутной яме
Не дает мороз...»

Поэта знают во всем мире. В 1969 году в Венгрии было издано произведение «Синий ветер каслания».

Поэтический эпос Шесталова, его многочисленные поэмы и тематически и художественно связаны с его прозой. Все лучшее из созданного Шесталов в 1971 году объединил в книгу под названием "Языческая поэма". Критика дала книге высочайшие оценки.

Юван Шесталов много писал для детей. Он явился основоположником детской литературы манси. Его книги яркие, праздничные не только по оформлению, но и по содержанию. Это "Потёпка" (М., 1963), "Сказки таежного игрища" (М., 1981), "Снежное утро" (Л., 1981) и т.д.

Своеобразное творчество Ювана Шесталова притягивало и притягивает к себе критиков, исследователей. К творчеству мансийского поэта в разные годы обращались Е.В. Чепкасов, Каталин Надь, Доминик Самсон Норман де Шамбург и многие другие деятели науки и литературы. В 2007 году издан объемный научный труд «Творчество Ювана Шесталова» мансийского автора Светланы Динисламовой. В своей научной работе С.С. Динисламова обобщает: «Для осмысления места писателя не только в мансийской и советской литературах, но и в мировой примечательными являются слова Петера Домокоша: «В стенах крепости мировой литературы по разным причинам удалось сделать пробоины датчанам, норвежцам, шведам, полякам, чехам, румынам, венграм, финнам и эстонцам. Иногда за эти стены удавалось проникнуть и представителям таких народов, которые, не доходя до уровня образования государства, уже подошли к грани вымирания, например, мансийцу Шесталову...»

Определяя значение Ювана Шесталова в судьбе мансийского народа, Светлана Динисламова пишет: «Именно ему принадлежит основная роль в возрождении традиционных обрядовых представлений. Так, в 1985 году в поселке Сосьва Березовского района впервые после запрета он организовал «Тулыглап» - Медвежьи игрища. Праздник транслировался по центральному телевидению. В настоящее время обряд «Тулыглап» на территории Ханты-Мансийского автономного округа проводится повсеместно». Праздник стал регулярным - обряд возрожден! От радости в душе Ювана Николаевича рождаются строки:

Жарче северного солнца!
Эти песни легче птицы
И быстрей копыт оленьих
Пусть несутся! Эти песни
Возрожденного народа!

Смотрите также