Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

показать меню

Юкагиры

Все народы
Самоназвание — одул, вадул («великий, могучий»). Численность — 1,5 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Происхождение и язык

Юкагиры считаются сибирскими автохтонами. До выхода тунгусских племен в места расселения юкагиров последние занимали громадную территорию от Таймыра до Чукотки включительно. О былой их многочисленности говорит предание: когда юкагиры зажигают костры, на небе загорается северное сияние — «огни юкагиров». Эпидемии оспы сильно сократили численность народа. Остатки юкагирского населения стали смешиваться с тунгусами и якутами и в центральной части своей территории перешли сначала на эвенский, а потом на якутский язык. Однако в верховьях и низовьях Колымы юкагиры не только сохранили свой язык, но и ассимилировали нижнеколымских эвенов. Большая часть анадырских юкагиров после русского завоевания Чукотки обрусела, меньшая — перешла на чукотский. Данные сравнительного языкознания обнаруживают в языке юкагиров древнейший уральский пласт, что позволяет говорить об их родстве с уральцами. Возможно, предки юкагиров в древнейшую эпоху вышли из протоуральской общности, занимавшей пространства на востоке от Енисея и на Саянах, и расселились по Сибири, вытесняя и ассимилируя еще более древнее (нивхское и донивхское) население. Последнее время ученые склонны объединять юкагиро-чуванские и уральские языки в единую уральско-юкагирскую семью. Выдвигаются также предположения о родстве юкагирских языков с нивхским. Сегодня юкагиры говорят на северноюкагирском (тундровом) и южноюкагирском (колымском) языках. Омокский и чуванский юкагирские языки являются вымершими. Древним юкагирским идеографическим письмом (шангар-шорилэ) пользовались исключительно женщины. Письменность на основе кириллицы разработана в 1970-е гг.

Расселение

Юкагиры живут в основном в бассейне реки Колыма, в Магаданской области и в Республике Саха (Якутия).

Религия и духовная культура

Сегодня большинство юкагиров — православные. Сохраняются и приверженцы традиционных верований. Почитался верховный небесный дух Холя, а также духи-хозяева мест и животных. Значительную роль играли культы огня и медведя. Традиционно был распространен шаманизм.

Жилище

Жилищем оседлых юкагиров (охотников и рыболовов) были землянки-чандалы из четырех опорных столбов, которые соединялись попарно между собой. Они образовывали конус, на который накладывались древесные стволы. Снаружи постройка крылась дерном. Кочевые юкагиры заимствовали у тунгусов чум, а у чукчей ярангу.

Занятия

Изначально юкагиры были оседлыми охотниками и рыболовами. Как оседлые жители пользовались собачьим транспортом. Тундровые племена существовали загонной охотой на дикого оленя. С появлением тунгусских племен часть юкагиров научились у них оленеводству и стали кочевниками. Они охотились на оленей не только во время их сезонных переправ, но также используя специально дрессированного оленя-манщика. Тундровые юкагиры, имея оленей, летом ездили на них верхом, по-тунгусски, а зимой запрягали оленей в нарты чукотского типа. Традиционно распространено транспортное собаководство. Определенную роль играет озерное и речное рыболовство.



Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.