Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Как ненцы встретили День Оленя

Как ненцы встретили День Оленя

03.08.2019

В Ненецком Автономном Округе есть специальный закон номер 170. Это закон «О традиционном празднике – День Оленя»
Сегодня мы предлагаем читателям посмотреть на этот замечательный праздник глазами талантливого нарьян-марского журналиста и фотографа – Марины Измайловой.
День Оленя — профессиональный праздник работников оленеводства в Ненецком автономнома округе и республике Коми. Отмечается 2 августа одновременно с Ильиным днем. Объединение языческого славянского и ненецкого праздников символично: эта дата служит знаком единения народов, живущих на одной земле.
DSC_0136.jpg
Празднование Дня Оленя приурочено к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки стад на зимние пастбища. 
В Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» нашему корреспонденту рассказали, что с 1932 года праздник отмечался в первое воскресенье августа. С 1958 по 1994 год праздник назывался Днем оленевода. Официальная дата празднования Дня Оленя 2 августа закреплена в 2007 году За длительный период проведения закрепились традиционные места праздника.
IMG_1655-копия.jpgОбязательная часть Дня Оленя — торжественное собрание с подведением итогов работы за первое полугодие, результаты отельной кампании, сохранности взрослых оленей и молодняка. В День Оленя также проводятся рабочие встречи первых лиц органов государственной власти с оленеводами.
Иногда к дню Оленя приурочиваются другие торжества (свадьбы, юбилеи, чествования старейшин и т. д.). Во время праздника в стойбищах оленеводов проводятся соревнования по национальным видам спорта — прыжки через нарты, метание тынзея на хорей, гонки на оленьих упряжках, соревнования по национальной борьбе а также выступления народных коллективов художественной самодеятельности, и народные гуляния, организуется торговля и праздничные застолья. Также проводится медицинское обследование оленеводов и их семей.
IMG_5726-копия.jpgВ этом году губернатор НАО Александр Цыбульский побывал с рабочим визитом в стойбище оленеводческой общины "Канин". Вместе с главой региона в поездке приняли участие депутат окружного Собрания Александр Чурсанов, представители профильных органов исполнительной власти Ненецкого округа, заместитель прокурора округа Сергей Лапин, глава Заполярного района Алексей Михеев.
Руководитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Ненецкая община "Канин" Алексей Латышев на встрече с губернатором рассказал о работе хозяйства, которое объединяет около сотни оленеводов и чумработниц. В состав сельхозкооператива, базовым поселением которого является село Несь, входит 7 бригад. IMG_5480-копия.jpgОбщее поголовье хозяйства на начало текущего года составляло более 15 тысяч голов оленей, из которых порядка 40% принадлежит оленеводам частникам. В период убоя 2018-2019 года оленеводы общины "Канин" произвели 67,4 тонны мяса, тогда как годом ранее убой был значительно ниже — 45 тонн. Основная часть продукции оленеводства была направлена на переработку в Нарьян-Мар.
А корреспондент окружной газеты «Наръяна Вындеръ» Алена Людвиг рассказала о еще одной важной составляющей нынешнего праздника - в Этнокультурном центре НАО открылась выставка «Тундра – род женский. Хранительницы традиций» Экспозиция посвящена Международному году языков коренных народов и Дню оленя в НАО.

– В минувшем году накануне профессионального праздника тружеников тундры тематическая выставка посвящалась мужчинам. В этом сезоне мы отдаём дань мудрости, терпению и доброте ненецких женщин, – отметила Елена Вергунова, директор Этнокультурного центра НАО. – Настоящая тундровичка обогреет, накормит, обошьёт, ещё и со стадом поможет управиться.
IMG_5696-копия.jpg Атмосфера ненецкого вернисажа располагала к общению, тем более что практически все гости сызмальства о суровой тундровой жизни знают всё. Кочевали вместе с родителями, помогали мамам по хозяйству, а папам – пасти оленей. Окунуться в тундровые реалии было легко благодаря фотоработам Антона Тайбарея и Альберта Людвига.
Визуальное восприятие подкрепляло чувственное – на выставке витали ароматы настоящей мяты, пижмы и смородинового листа. У тундровичек принято сушить их впрок, добавлять в чай или использовать для целебных отваров.
В противоположных углах зала размещены стилизованные ненецкий и коми чумы. Они словно приглашают зрителей заглянуть на минутку к хозяйкам и сравнить особенности кочевого быта разных этносов.
– Моя малая родина – Канинская тундра, родители были оленеводами, базировались в Оме, – рассказала Елена Канюкова, ведущий методист отдела декоративно-прикладного творчества Этнокультурного центра. – Для выставки мы подбирали изделия, общались с ненецкими мастерицами. Здесь представлены современные и старинные изделия из домашних коллекций жительниц НАО. К примеру, мои рукотворные сувенирные олешки соседствуют со старинными колокольчиками, которые для экспозиции любезно предоставили из фонда своего учреждения наши коллеги из Нельмина Носа.
IMG_6063.jpg Среди изделий – вещи из домашнего обихода 18 мастериц из Нарьян-Мара, Неси, Омы, Красного, Нельмина Носа, Индиги. Внимание посетителей сразу же привлекают старинные вещи из повседневной жизни тундровичек. Артефакты бережно передаются из поколения в поколение и хранят истинный дух предков, хоть до сих пор используются по назначению.
– На выставке представлено оригинальное женское украшение – накосники, – рассказала Серафима Дуркина-Явтысая. – Его передала мне по наследству моя мама Александра Павловна, а ей – её мама. Эти накосники объехали почти всю Россию и даже побывали за границей. Я всегда в них выступала, когда была руководителем театра «Илебц». И с чистым сердцем отдавала коллегам, если они ехали на гастроли.
IMG_57551.jpg Фамильное ненецкое украшение выполняло ещё одну функцию, отметила Серафима Петровна. Внизу накосников прикреплено множество медных пуговиц. Есть даже старинные с гербом, которые кочевники меняли у пришлых людей на оленину. И тяжесть этого веса, по тем временам весьма ценного, заставляла девушку прямо и с достоинством держать голову и осанку, быть величавой, словно пава.
– Сброшу в омут груз прожитых лет, грешная, обычная, земная, не колдунья и не ведьма – нет. Просто – тундровичка коренная, – прозвучавшие на открытии стихотворные строки ненецкой писательницы Любови Ненянг стали своеобразным девизом выставки.
Завершился вернисаж по тундровому обычаю – гостей угостили крепким чаем с листьями смородины и мяты, а также особенным лакомством – колотым жжёным сахаром, который традиционно готовят чумработницы.



Возврат к списку